Многие часто принимают решения о сотрудничестве, опираясь на различные характеристики, и один из ключевых моментов, как показывают последние исследования — это сходство речи потенциального партнера с нашей. Более того, в рабочей атмосфере люди чаще выбирают коллег, которые зарабатывают больше, нежели тех, кто имеет более скромный доход.
В предыдущих публикациях о репутации ученые рассматривали её как бинарное значение: хороший или плохой образ человека формировался на основе ограниченной информации и оказывал влияние на вероятность сотрудничества только в обществах с развитой системой норм и институтов, которые обеспечивают соблюдение правил.
Однако новая модель, предложенная специалистами из Принстонского университета, Пенсильванского университета и Университета Джона Хопкинса, известная как «посмотрите дважды, простите единожды», открывает новые горизонты в понимании формирования репутации. Эта работа была опубликована в журнале Nature.
Исследователи отметили, что традиционные модели нередко основывались на восприятии репутации через призму единичного действия. В то время как их исследования показывают, что для формирования мнения о человеке важно учитывать множество его поступков, после чего можно оценить их в целом: положительно или отрицательно.
Используя методы математического моделирования, ученые доказали, что если кто-то анализирует большое количество действий другого и способен простить ему некоторые ошибки, то сотрудничество имеет все шансы состояться или сохраниться. Суть подхода «посмотрите дважды, простите единожды» заключается в том, что хотя бы в одном случае из двух поведение партнера должно показаться разумным, чтобы взаимодействие началось или продолжалось. В противном случае партнёрство либо прекращается, либо вообще не завязывается.
Также исследователи пожелали отметить, что выявленный принцип эффективен в различных обществах, независимо от принятых норм, и для поддержания сотрудничества не требуются сложные государственные институты.
Ученые были удивлены, обнаружив, что эта стратегия не подвержена замене другими моделями поведения, такими как постоянное сотрудничество, систематические отказы от взаимодействия или прощение большего числа ошибок. Несмотря на обилие доступной информации о потенциальном партнере, люди не используют все данные, при этом выделяясь более глубоким анализом.
По мнению исследователей, этот механизм формирования репутации прост и эффективен, что могло способствовать его появлению в человеческих обществах еще задолго до нашей эры. В дальнейшем авторы планируют исследовать взаимодействие людей в различных контекстах, включая рабочую и личную сферы.
Ранее мы сообщали, что ученые из Бельгии доказали вред фитнес-браслетов для здоровья.
Свежие комментарии